Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как
психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и
неосознаваемое - сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет
фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это
установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль
в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет,
особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен.
Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима:
«Мама сказала...», «Папа велел» и т. д.
Взрослые люди, способные осознавать и контролировать,
многое «подвергают сомнению», ставя психологические защиты к установкам и требованиям
окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в
свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!»
- хочу и курю!)
Дети не могут этого делать. Они не в состоянии
поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из
тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет
их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует
благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают,
то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической
защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером
исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных
установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни
с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость,
где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам
ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном
пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте,
прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не
ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы
ему на самом деле не желали.
Негативные установки
|
Позитивные установки
|
Сказав это, исправьтесь: |
|
«Сильные люди не плачут».
|
«Поплачь - легче будет».
|
«Думай только о себе, не жалей никого».
|
«Сколько отдашь - столько
и получишь».
|
«Ты
всегда, как твой (я) папа (мама)».
|
«Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!» «Какая мама
умница!»
|
«Дурачок ты мой!»
|
«В тебе все
прекрасно...»
|
«Уж лучше б тебя вообще не было!».
|
«Какое счастье, что ты у нас есть!»
|
«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...».
|
«Каждый сам выбирает свой путь»
|
«Не будешь слушаться – заболеешь!»
|
«Ты всегда будешь
здоров!»
|
«Яблоко от яблоньки недалеко падает».
|
«Что посеешь, то и пожнешь».
|
«Сколько
сил мы тебе отдали, а ты...»
|
«Мы
любим, понимаем, надеемся на тебя».
|
«Не
твоего ума дело...»
|
«Твое
мнение всем интересно».
|
«Бог
тебя накажет!..»
|
«Бог
любит тебя!»
|
«Не
ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет».
|
«Кушай на здоровье!»
|
«Не
верь никому, обманут!..»
|
«Выбирай
себе друзей сам...»
|
«Если
ты будешь так поступать, с тобой никто
дружить не будет!»
|
«Как
ты относишься к людям, так и они к тебе». «Как аукнется, так и откликнется
».
|
«Ты всегда это делаешь
хуже других…»
|
«Каждый может ошибиться!
Попробуй еще раз!»
|
«Ты всегда будешь
грязнулей!»
|
«Какой ты чистенький
всегда и аккуратный!»
«Чистота – залог здоровья!»
|
«Женщина глупее мужчины…»
|
«Все зависит от человека…»
|
«Ты плохой!»
|
«Я тебя люблю любого…»
|
«Будешь букой – один
останешься».
|
«Люби себя и другие тебя
полюбят».
|
«Все хорошее всегда
кончается, нельзя всегда есть конфетки…»
|
«Все в этой жизни зависит
от тебя».
|
Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем
вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим
детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
Как часто вы говорите
детям...
- Я сейчас занят(а)...
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так...
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Я не могу!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко
зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не
нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив,
неуверен в себе.
А эти слова
ласкают душу ребенка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой...
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку
стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку
вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам
ребенок - не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте,
которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом
инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными,
энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от
опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Так догадайтесь!
|